Самые известные космические трагедии

Аватара пользователя
Олег_К
Сообщения: 981
Зарегистрирован: 13 сен 2011, 22:21
Откуда: Украина_Львов

Самые известные космические трагедии

Сообщение Олег_К »

Самые известные космические трагедии

По ссылке инфа и фото погибших советских и американских космонавтов при освоении космоса.

http://sfw.so/1149034693-samye-izvestny ... gedii.html
Аватара пользователя
admin
Site Admin
Сообщения: 1342
Зарегистрирован: 13 сен 2011, 16:23
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Самые известные космические трагедии

Сообщение admin »

По той же самой теме еще одна отличная статья:
Уроки космических катастроф
Аватара пользователя
Андрей
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 14 сен 2011, 13:22
Откуда: Москва

Re: Самые известные космические трагедии

Сообщение Андрей »

В аварии ракеты-носителя Antares винят двигатели!
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Необходимо зарегистрироваться.
Аватара пользователя
Андрей
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 14 сен 2011, 13:22
Откуда: Москва

Re: Самые известные космические трагедии

Сообщение Андрей »

Американской компании SpaceX не удалось посадить первую ступень ракеты-носителя Falcon 9, с помощью которой во вторник был запущен к Международной космической станции грузовой корабль Dragon с двумя тоннами груза для астронавтов на МКС. Отделившаяся вскоре после запуска ракеты ступень должна была повторно включить двигатели и в вертикальном положении плавно опуститься на специальную морскую платформу размером с футбольное поле, дрейфовавшую у берегов штата Флорида. Посадка была проведена в заданном режиме, но сразу же после приземления отработанный элемент ракеты-носителя опрокинулся, сообщает ТАСС.

Первая попытка поймать эту ступень была предпринята 10 января и окончилась неудачей. Посадка оказалась жесткой: разгонная ступень взорвалась и развалилась на несколько частей. Причиной неудачи тогда стала нехватка гидравлической жидкости в системе аэродинамической стабилизации. Вторая попытка, в феврале, была отложена в самый последний момент из-за неспокойного моря, хотя ступень выполнила все запрограммированные команды прежде, чем приводнилась и распалась на части. ]:->
Аватара пользователя
Андрей
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 14 сен 2011, 13:22
Откуда: Москва

Re: Самые известные космические трагедии

Сообщение Андрей »

28 июня в США потерпел крушение ракетоноситель Falcone 9, который должен был доставить грузовой корабль Dragon к МКС. Сообщается, что ракета взорвалась через несколько минут после старта, и пока что причины происшествия неизвестны.Экипаж МКС не пострадает из-за катастрофы американского грузового корабля Dragon. Запасы продуктов на МКС достаточны. Ракета Falcon 9, которая должна была вывести грузовик на орбиту, взорвалась примерно через 2,5 минуты после старта. ]:->
Аватара пользователя
Олег_К
Сообщения: 981
Зарегистрирован: 13 сен 2011, 22:21
Откуда: Украина_Львов

Re: Самые известные космические трагедии

Сообщение Олег_К »

«Янтарь-2»: Мы увидели Землю, увидели!

Сорок четыре года назад, 30 июня 1971 года произошла самая страшная трагедия в истории советской пилотируемой космонавтики. При возвращении на Землю погиб первый экипаж первой орбитальной станции «Салют» – Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

19 апреля 1971 года в СССР запустили в космос первую в мире долговременную орбитальную станцию «Салют-1». История этой станции полна драматизма. Началось с того, что, когда ее вывели на орбиту, не открылся отсек с научной аппаратурой, где были солнечный телескоп и другие астрофизические приборы. Отсек так и остался заблокированным.

Далее предстояло отработать технику стыковки станции и транспортного корабля «Союз». Первый такой полет прошел 23 апреля 1971 года. В. Шаталов, А. Елисеев и Н. Рукавишников на корабле «Союз-10» причалили к станции, но через пять с половиной часов совместного полета аппараты пришлось развести: из-за неполадок в стыковочном узле перейти на борт «Салюта» космонавтам не удалось, они возвратились на Землю.

Наступила очередь следующего экипажа — А. Леонова, В. Кубасова и П. Колодина. Их дублерами стали Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев. В мае 1971 года подготовка экипажей к полету, продолжительность которого должна была превзойти знаменитый 18-суточный полет А. Николаева и В. Севастьянова, подошла к концу. Все складывалось удачно: космонавты уехали на Байконур, «обживали» транспортный корабль и корабль реальный.

За трое суток до старта экипажам предстояло пройти предполетное медобследование. И вот здесь случилось неожиданное: у Кубасова врачи обнаружили небольшой воспалительный очаг в легких. Космонавт чувствовал себя нормально, не жаловался, поэтому вердикт медиков встретил в штыки — ведь он шел в основном экипаже и уже «чувствовал» старт, а теперь его, по сути, отстранили от полета.

Доклад врачей председатель Государственной комиссии Керим Керимов выслушал, мягко говоря, без восторга: отстранение одного космонавта от полета означало по неписаным правилам замену всего экипажа, а это в свою очередь влекло за собой целый комплекс работ по кораблю, уже подготовленному для основного экипажа. Раздосадован был и А. Леонов; он требовал, чтобы вместо бортинженера Кубасова летел бортинженер Волков. Однако с ним не согласился главный конструктор Мишин. Наконец приняли решение, что полетят дублеры — Добровольский, Волков, Пацаев.

По словам Веры Александровны Пацаевой, ее муж очень обрадовался, узнав, что летит на станцию. «Он страшно хотел побывать в космосе. Но их экипаж был основным на второй полет на станцию «Салют», и на этой почве с Волковым имелись разногласия. Ведь Владислав уже имел за плечами полет, писал книгу о нем и не хотел спешить».

Примерно за полгода до этого Владислав Волков и Виктор Пацаев вместе с женами и детьми отдыхали вместе в пансионате на Истре. Вера Александровна вспоминает, как однажды они засиделись до позднего вечера, разоткровенничались, и Владислав признался: «Я рад, что не полечу на первую станцию». — «Почему?» — удивилась Пацаева. «Мне было предсказание, что я погибну», — ответил он.

5 июня 1971 года, накануне полета, на традиционной встрече со стартовой командой космодрома (многие традиции, как и эта, были заложены еще С.П. Королевым с первых полетов в космос) выступил командир корабля Добровольский. Экипаж А. Леонова занял позицию дублеров. Отдадим должное байконуровцам: за трое суток до старта они сумели провести весь комплекс работ под новый экипаж.

6 июня: краткий рапорт командира — и вот уже космонавты показались на верхней площадке ферм обслуживания. Последние, прощальные взмахи рук; последние взгляды на Землю перед стартом. «Союз-11» стартовал точно в назначенное время — в 7.55.

Через сутки Добровольский, Волков и Пацаев, уже на «Салюте», приступили к выполнению программы. А она увлекала: впервые экипаж создавал, по сути, орбитальную лабораторию длительного действия. Тем более что главная задача — автоматическое сближение со станцией «Салют-1», стыковка и переход экипажа в орбитальную станцию — уже была выполнена.

Замечание: Выход на орбиту, сближение и стыковка со станцией «Салют-1» прошли в штатном режиме, 7 июня 1971 года экипаж приступил к расконсервации станции и работе на орбите. Во время первого входа на станцию экипаж обнаружил, что воздух сильно задымлён. После ремонта вентиляционной системы космонавты провели следующие сутки в спускаемом аппарате, ожидая регенерации воздуха. Этим объясняется суточная задержка в выполнении программы полета. После этого экипаж приступил к запланированным работам.

Экипажу не суждено было рассказать о своем полете. Но сохранившиеся документы позволяют воссоздать день за днем события и саму атмосферу звездного рейса. За привычными «Все отлично», «На борту полный порядок», неизменно звучавшими в радио- и телерепортажах с орбиты, стоял изнурительный труд, порой на грани возможного.

Космонавты выполнили насыщенную программу научных, военных, медицинских и технических экспериментов. Вместе с тем, как писали потом, в экипаже что-то не сложилось. В блокноте Добровольского, в частности, нашли запись: «Если это совместимость — то что же такое несовместимость?» Правда, командир сделал ее в первую и самую трудную неделю пребывания на станции: экстремальные условия невесомости, надоедливые посторонние запахи на борту еще не обжитой станции, расписанная буквально по минутам программа... Космонавты работали круглосуточно, «по сменам». И перенапряжение тех дней, видимо, сказалось.

Не обошлось и без происшествий. На орбитальной станции случился пожар — загорелись силовые кабели, повалил едкий дым. Космонавты едва успели перейти в спускаемый аппарат и уже готовились к срочной эвакуации.

«У Добровольского был замечательный характер: он все умел перевести в шутку, — говорит В. Пацаева. — Наверное, не все знают, что на борту станции «Салют» случилось ЧП — загорелась проводка. Тогда Волков передал сообщение на Землю: у них пожар, и они будут спускаться. Георгий не стал спорить, хотя вместе с Витей продолжал искать причину огня. В конце концов они ее нашли и устранили. Полет продолжился».

Полет не прервали и еще по одной причине: 27 июня 1971 года экипажу предстояло наблюдать из космоса третий запуск крупнейшей в мире ракеты Н1. Эту ракету разрабатывали в рамках секретной советской лунной программы. Старт обернулся аварией, о которой не было объявлено.

К концу 29 июня все готово к возвращению на Землю; экипаж поздравили с успешным выполнением программы. После контрольных проверок герметизации спускаемого аппарата перед расстыковкой «Союз-11» получил добро на «отчаливание» от станции.

"Отчаливание" от станции не прошло так уж гладко: 29 июня космонавты заняли свои места в спускаемом аппарате корабля и закрыли за собой люк, но транспарант «люк открыт» продолжал гореть. Экипаж заволновался, а Волков почти закричал: «Люк негерметичен, что делать? Что делать?!» А. Елисеев, находившийся на связи, спокойно проинструктировал: «Не волнуйтесь. Снова откройте люк, выберите штурвал влево до отказа, закройте люк и поверните штурвал вправо на 6.5 оборотов». Добровольский с Волковым выполнили указание ЦУПа, но транспарант не погас. Они повторили эту операцию — транспарант продолжал гореть! Экипаж стал нервничать еще больше: негерметичный люк СА — это явная смерть, ведь скафандров у экипажа не было.

Тем временем в ЦУПе лихорадочно пытались решить проблему с люком. Было выдвинуто предположение, что барахлит контакт датчика на обрезе люка. Об этом сообщили экипажу. Георгий Добровольский подложил кусочек пластыря под концевик датчика и вновь закрыл люк — транспарант наконец-то погас. Все обрадовались, потому что за полчаса возни с люком нервы у всех напряглись до предела. Герметичность проверили сбросом давления в бытовом отсеке. Все оказалось в норме.

29 июня в 21:25:15 ДМВ «Союз-11» отстыковался от «Салюта». По просьбе Земли Добровольский подвел корабль к станции, а Пацаев ее сфотографировал.

Фрагменты некоторых сеансов связи земли (позывной «Заря») с экипажем (позывной «Янтарь») впервые опубликованы на страницах «Правительственного вестника»:

«30 июня. «Заря»: «Янтарям» — всем; от расстыковки до посадки обязательно непрерывно ведите репортаж о самочувствии и о результатах наблюдений. Непрерывно — репортаж. Поняли?
«Янтарь-2» (В. Волков): Поняли, поняли... Вижу дождь, дождь вижу! Отлично видел. Блестит.
«Заря»: Запишите время — 01.47.27.
«Янтарь-2»: Пока Земли не видно, пока не видно.
«Заря»: Как идет ориентация?
«Янтарь-2»: Мы увидели Землю, увидели!
«Заря»: Хорошо, не торопись.
«Янтарь-2»: «Заря», я «Янтарь-2». Начали ориентацию. Справа висит дождь.
«Янтарь-2»: Здорово летит, красиво!
«Янтарь-3» (В. Пацаев): «Заря», я — третий. У меня виден горизонт по нижнему срезу иллюминатора.
«Заря»: «Янтарь», еще раз напоминаю ориентацию — ноль — сто восемьдесят градусов.
«Янтарь-2»: Ноль — сто восемьдесят градусов.
«Заря»: Правильно поняли.
«Янтарь-2»: Горит транспарант «Спуск».
«Заря»: Пусть горит. Все отлично. Правильно горит. Связь заканчивается. Счастливо!»

Тридцатого июня, в 1.35, после ориентации «Союза» включена тормозная двигательная установка. Отработав расчетное время и потеряв скорость, корабль начал сходить с орбиты. После аэродинамического торможения в атмосфере нормально раскрылся парашют, сработали двигатели мягкой посадки, спускаемый аппарат плавно приземлился в степи Центрального Казахстана, западнее горы Мунлы.

Приборы измерительного комплекса бесстрастно зарегистрировали продолжительность экспедиции — 23 дня, 18 часов, 21 минута, 43 секунды. Новый мировой рекорд.

Рассказывает врач Анатолий Лебедев, работавший тогда в Центре подготовки космонавтов:

«30 июня, в 1.35, «Союз-11» включил тормозную двигательную установку и начал спуск к Земле. Мы на своем вертолете внимательно вслушивались в радиопереговоры других поисковых групп — кто увидит корабль первым?

Наконец лаконичное: «Вижу! Сопровождаю!» — и взрыв голосов в эфире. Всех голосов, кроме... Да, точно: удивляло одно — никто из экипажей поисковой службы не мог связаться с космонавтами. Мы еще тогда подумали: наверно, строповая антенна не работает, а поэтому и невозможно установить связь с экипажем «Союза».

Наконец и мы, медики, через иллюминаторы вертолета увидели бело-оранжевый купол парашюта корабля, чуть серебристый от восходящего солнца. Мы летели точно к месту посадки.

Бесшумно (для нас!) взбили облако пыли двигатели мягкой посадки «Союза», плавно сникла шелковая «пена» парашютной системы. Мы сели вслед за кораблем, метрах в пятидесяти — ста. Как бывает в таких случаях? Открываешь люк спускаемого аппарата, оттуда — голоса экипажа. А тут — хруст окалины, стук металла, стрекот вертолетов и... тишина из корабля.

Мне довелось извлекать из корабля первым его командира — Георгия Добровольского. Я знал, что он сидел на среднем кресле. Не скрою, я его не узнал: космонавты обросли бородами за время полета (были у них сложности с бритьем), да и необычные условия спуска тоже, по-видимому, повлияли на их внешний вид. Вслед за Добровольским мы вынули Пацаева и Волкова.

Волков вообще очень красив, его в Звездном друзья называли Марчелло, в честь Мастроянни, тогдашнего, да и теперешнего кинокумира. Уже позже я с каким-то почти мистическим чувством нашел в домашнем своем «архиве» его записку, — мы играли перед полетом, партию не завершили, и он на листочке бумаги написал: «Вернусь — доиграю». «Вернусь»... Но все это после.

В первые мгновения ничего не понятно; быстрый осмотр тоже не позволил сразу дать заключение о состоянии экипажа: что произошло за секунды радиомолчания, пока шар спускаемого аппарата прошивал атмосферу?! У всех космонавтов практически нормальная температура тела.

Да и, честно сказать, это не то чтобы непонимание, — мысль о трагедии просто ни к кому и близко не подходила в те секунды. Вся наша медицинская бригада развернулась мгновенно. Наличие опытного реаниматолога из Института имени Склифосовского сразу определило характер и средства помощи. Шесть врачей приступили к проведению искусственного дыхания, непрямого массажа сердца.

Минута, еще... Генерал Горегляд, руководитель группы поиска и спасения, спросил у меня, помню, коротко: «Ну?!» Впрочем, расшифровывать не надо: ему, Горегляду, что-то нужно сообщать председателю Госкомиссии... Такого еще не было: корабль на Земле, все линии связи работают аж до Кремля, а мы молчим.

А что я мог ответить?! Помню, попросил: «Дайте еще несколько минут врачам». И почему-то добавил: «Для оценки». Мы продолжали работать, используя все, что могли.

Один за другим у корабля приземлялись вертолеты, люди замирали в мучительном ожидании вестей от работающих медиков. Стояла удивительная тишина. Невозможная, абсолютно невозможная для такого момента при нормальной посадке!..

И вновь генерал Горегляд более строго и громко потребовал от меня заключения о состоянии экипажа: «Это необходимо для доклада правительству!» Будто надо повторять!

Я и сейчас не могу забыть минуты, когда моими устами была произнесена фраза, напугавшая меня самого: «Передайте, что экипаж... что экипаж приземлился без признаков жизни!» Это звучало приговором дорогим моим друзьям космонавтам! Кто знал, что именно эта трагическая формула войдет потом в сообщения ТАСС. А ведь еще полтора часа назад мы слышали радиопереговоры экипажа; далее все до самой посадки шло нормально!

Что произошло? Еще задолго до старта специалисты-медики предполагали, что после полета такой продолжительности при спуске могли быть «сложности перенесения перегрузок». Но не такой финал полета. Все медицинские работники продолжали выполнять свои обязанности до появления абсолютных признаков смерти космонавтов...»

Через несколько дней стали известны результаты расшифровки записей «черного ящика». Анализ записей автономного регистратора системы бортовых измерений показал, что с момента отделения бытового отсека — на высоте более 150 километров — давление в спускаемом аппарате стало падать и через 30-40 секунд стало практически нулевым. Спустя 42 секунды после разгерметизации сердца космонавтов остановились.

Слово космонавту Алексею Леонову:

«Ошибка была заложена в конструкции. Произошла разгерметизация кабины во время отстрела орбитального отсека. При монтаже шариковых клапанов монтажники вместо усилия 90 кг закрутили с усилием 60-65 кг. При отстреле орбитального отсека произошла большая перегрузка, которая заставила сработать эти клапаны, и они рассыпались. Обнаружилась дырка диаметром 20 мм. Через 22 секунды космонавты потеряли сознание».

Клапан, выравнивающий давление в кабине по отношению к внешней атмосфере, был предусмотрен на тот случай, если корабль совершит посадку на воду или приземлится люком вниз. Запас ресурсов системы жизнеобеспечения ограничен, и, чтобы космонавты не испытывали нехватки кислорода, клапан «соединял» корабль с атмосферой. Он должен был сработать при посадке в штатном режиме только на высоте 4 км, а сработал в вакууме...

Почему клапан открылся? После долгих испытаний и моделирования различных ситуаций комиссия выдвинула версию самопроизвольного открытия, ставшую единственной. На этом расследование, по сути, закончилось.

Давление в кабине космонавтов опустилось практически до нуля за секунды. После трагедии кто-то из начальства высказал мысль: дескать, образовавшееся отверстие в оболочке спускаемого аппарата можно было закрыть... пальцем. Но сделать это не так просто, как кажется. Все трое находились в креслах, пристегнутые ремнями, — так положено по инструкции во время посадки.

Вместе с Рукавишниковым Леонов участвовал в имитации приземления. В барокамере были промоделированы все условия. Оказалось: чтобы отстегнуть ремни и закрыть дырку размером с пятикопеечную монету советских времен, космонавтам понадобилось бы больше тридцати секунд. Сознание они потеряли намного раньше и уже ничего не могли сделать. Добровольский, видимо, что-то пытался предпринять — он успел сдернуть с себя пристежные ремни; увы, на большее времени не хватило.

Экипаж спускался на землю без скафандров. Такое решение принял лично Королев еще перед пуском «Восхода». Да и разместить в «Союзе» трех человек в скафандрах невозможно. Впрочем, и проблем с герметичностью прежде не возникало ни в одном из полетов «Востоков», «Восходов», беспилотных и пилотируемых «Союзов».

После гибели Добровольского, Волкова и Пацаева космонавты стали летать в специальных костюмах. Срочно были разработаны рекомендации, гарантирующие безопасность людей в случае разгерметизации спускаемого аппарата.

Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков и Виктор Иванович Пацаев вошли в историю космонавтики как первый экипаж первой орбитальной станции «Салют». Героев-космонавтов похоронили у Кремлевской.

Игорь А. Муромов «Катастрофа космического корабля «Союз-10»

Почему? Как такое могло произойти? И кто мы после этого — люди космической эры или троглодиты с каменными топорами?

http://sfw.so/1149044907-yantar-2-my-uv ... ideli.html
Аватара пользователя
Андрей
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 14 сен 2011, 13:22
Откуда: Москва

Re: Самые известные космические трагедии

Сообщение Андрей »

28 января 1986 года на 73-й секунде после старта с космодрома на мысе Канаверал в штате Флорида взорвался американский космический корабль многоразового использования «Челленджер» на высоте 14.5 километров над Атлантическим океаном. Это случилось на глазах у миллионов телезрителей, следивших за прямой трансляцией.

Весь экипаж, состоящий из 7 человек, погиб. На корабле была первый астронавт-непрофессионал, школьная учительница, выигравшая национальный конкурс на право совершить этот космический полет. На тот момент это была крупнейшая катастрофа в истории освоения космоса, и она потрясла весь мир.

На прошлой неделе была 30-я годовщина этой трагедии и гибели американского экипажа, который отдал свою жизнь за освоение космического пространства.
Аватара пользователя
Андрей
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 14 сен 2011, 13:22
Откуда: Москва

Re: Самые известные космические трагедии

Сообщение Андрей »

50 лет назад, 24 апреля 1967 года из-за отказа техники при испытании нового космического корабля «Союз-1» погиб один из первых советских космонавтов Владимир Комаров — во время посадки у спускаемого аппарата не вышел основной парашют, а стропы запасного скрутились, не дав ему раскрыться.
Владимир Комаров был награжден второй звездой Героя Советского Союза посмертно.
Аватара пользователя
Андрей
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 14 сен 2011, 13:22
Откуда: Москва

Re: Самые известные космические трагедии

Сообщение Андрей »

85 лет назад, 19 июня 1933 года, в городе Актюбинск Казахской ССР родился Виктор Иванович Пацаев – 25 космонавт СССР, лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза.
7 июня 1971 года экипаж в составе космонавтов Г. Добровольского, В.Волкова и В. Пацаева стартовал с космодрома Байконур на космическим кораблем «Союз-11». Задача экипажа состояла в стыковке корабля с космической станцией «Салют-1» на орбите Земли. Успешно проведя данный маневр, команда приступила к работе на станции. Через 22 дня экипаж приступил к операциям по возвращению на Землю. Миссия была выполнена, но при возвращении на землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата. Все три члена экипажа погибли.
Аватара пользователя
Андрей
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 14 сен 2011, 13:22
Откуда: Москва

Re: Самые известные космические трагедии

Сообщение Андрей »

24 октября — траурная дата для ракетно-космической отрасли. В этот день в разные годы на космодроме Байконур случились две трагедии, унесшие жизни людей. В 1960 году при подготовке к первому испытательному пуску межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 произошел несанкционированный запуск двигателя второй ступени.

В пожаре погибло более 100 человек, в том числе и главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии Митрофан Неделин. Ровно тремя годами позже во время пожара, возникшего при работах в загазованной шахте стартовой позиции на площадке 70, погибло восемь человек. С тех пор 24 октября — день памяти погибших при испытаниях ракетной техники испытателей. В этот день на космодромах не проводятся технологические работы повышенной опасности и запуски ракет-носителей.
Ответить